Уральские старообрядцы: «В старину не было традиции окунаться в проруби на Крещение Господне»
19 января 2014 в 23:38
Тысячи уральцев 19 января окунались в проруби — на реках, озерах, запрудах, считая, что вода в эти дни святая и купание в ней смоет все грехи.
Повсеместное желание в этот день окунуться во что бы то ни стало, чтобы доказать себе или окружающим свою смелость, удивляет уральских старообрядцев. Те, кто последовательно строго относится к духовному наследию Руси, доставшемуся всем нам от благочестивых предков, уверяют: никаких оснований для купания в этот день в «иорданях» нет.
Верующие Русской Православной Старообрядческой Церкви говорят, что никто из представителей «официального» вероисповедания не найдет в Священном Писании и правилах, регламентирующих духовную жизнь людей, описания того, как наши предки окунались в давнем прошлом на Крещение Господне в водоемах и кто именно заложил эту традицию. Например, авторы старообрядческого сайта starove.ru, ссылаясь на авторитетные для верующих людей книги «Церковное око» и «Устав церковный», отмечают, что среди старообрядцев не практикуется купание в прорубях на Крещение, как не практиковалось это и до раскола Русской Церкви в 1653 году.
- Массовое распространение этот обычай, видимо, получил уже после раскола, если не в постсоветское время, - рассказывают они. - Ну а те формы, которые данный обычай нередко принимает в наши дни, уже часто и вовсе нельзя назвать благочестивым. Отдельно остановимся на одной детали богоявленского купания. Нередко на фотографиях приходится видеть иордани, выполненные в виде креста. Такая форма купели является прямым нарушением апостольских правил. При этом, по мнению староверов, «официальные православные» в процессе своей богослужебной практики исказили суть того, как положено святить воду в эти дни.
Дело в том, что освящение «Великой агиасмы» (в переводе с греческого — Великой святыни), согласно древней традиции, совершается накануне Крещения, в Сочельник великого праздника, 18 января. Причем «великая» или «большая» вода считается настолько особенной, что использовать ее можно лишь в течение трех часов после освящения, а для тех, кто живет далеко, допускается использовать воду, чтобы напоить ею своих родных и близких, тех, кто не смог по какой-то причине в этот день прийти в храм, в течение часа по приезду домой.
Кроме того, в течение этого времени принято освятить свое жилище — окропить водой комнаты, углы дома. Делать это может совсем не обязательно священник, но и любой человек. А вот по истечении указанного времени вода эта становится великой святыней, равносильной причастию, поэтому использовать ее необходимо с огромной осторожностью и лишь по особой нужде, например, при смертельной болезни, и — с разрешения священника.
Аналогичные разъяснения по поводу богоявленской воды – «Великой агиасмы» – имеются, например, в древних церковных уставах и в сочинениях святых отцов и древнехристианских писателей: святых Киприана, Тертуллиана, святителя Епифания, Василия Великого и других. Поэтому наплыв православных старообрядцев в уральские храмы был не только 19 января (в этот день в храмах РПСЦ также святили воду, которая считается «годовой» - ее разрешается использовать в течение всего года, поэтому верующие набирали ее в сосуды и увозили с собой), но и 18-го.
Проруби, конечно, староверы тоже освящали, но лишь на тех реках, где вода относительно чистая — например, в поселке Шамары Шалинского района Свердловской области «иордань» освящали в реке Сылва, после чего в ней не купались, а набирали из нее воду для питья.
Отметим, сегодня на Урале насчитывается несколько тысяч старообрядцев — они живут в Пермском крае, в Оренбургской, Свердловской, Тюменской, Челябинской области и в Кургане. Они хранят то православие, которое в 988 году принял князь Владимир, без изменений и новшеств, свято передавая истину от отцов — детям.
Повсеместное желание в этот день окунуться во что бы то ни стало, чтобы доказать себе или окружающим свою смелость, удивляет уральских старообрядцев. Те, кто последовательно строго относится к духовному наследию Руси, доставшемуся всем нам от благочестивых предков, уверяют: никаких оснований для купания в этот день в «иорданях» нет.
Верующие Русской Православной Старообрядческой Церкви говорят, что никто из представителей «официального» вероисповедания не найдет в Священном Писании и правилах, регламентирующих духовную жизнь людей, описания того, как наши предки окунались в давнем прошлом на Крещение Господне в водоемах и кто именно заложил эту традицию. Например, авторы старообрядческого сайта starove.ru, ссылаясь на авторитетные для верующих людей книги «Церковное око» и «Устав церковный», отмечают, что среди старообрядцев не практикуется купание в прорубях на Крещение, как не практиковалось это и до раскола Русской Церкви в 1653 году.
- Массовое распространение этот обычай, видимо, получил уже после раскола, если не в постсоветское время, - рассказывают они. - Ну а те формы, которые данный обычай нередко принимает в наши дни, уже часто и вовсе нельзя назвать благочестивым. Отдельно остановимся на одной детали богоявленского купания. Нередко на фотографиях приходится видеть иордани, выполненные в виде креста. Такая форма купели является прямым нарушением апостольских правил. При этом, по мнению староверов, «официальные православные» в процессе своей богослужебной практики исказили суть того, как положено святить воду в эти дни.
Дело в том, что освящение «Великой агиасмы» (в переводе с греческого — Великой святыни), согласно древней традиции, совершается накануне Крещения, в Сочельник великого праздника, 18 января. Причем «великая» или «большая» вода считается настолько особенной, что использовать ее можно лишь в течение трех часов после освящения, а для тех, кто живет далеко, допускается использовать воду, чтобы напоить ею своих родных и близких, тех, кто не смог по какой-то причине в этот день прийти в храм, в течение часа по приезду домой.
Кроме того, в течение этого времени принято освятить свое жилище — окропить водой комнаты, углы дома. Делать это может совсем не обязательно священник, но и любой человек. А вот по истечении указанного времени вода эта становится великой святыней, равносильной причастию, поэтому использовать ее необходимо с огромной осторожностью и лишь по особой нужде, например, при смертельной болезни, и — с разрешения священника.
Аналогичные разъяснения по поводу богоявленской воды – «Великой агиасмы» – имеются, например, в древних церковных уставах и в сочинениях святых отцов и древнехристианских писателей: святых Киприана, Тертуллиана, святителя Епифания, Василия Великого и других. Поэтому наплыв православных старообрядцев в уральские храмы был не только 19 января (в этот день в храмах РПСЦ также святили воду, которая считается «годовой» - ее разрешается использовать в течение всего года, поэтому верующие набирали ее в сосуды и увозили с собой), но и 18-го.
Проруби, конечно, староверы тоже освящали, но лишь на тех реках, где вода относительно чистая — например, в поселке Шамары Шалинского района Свердловской области «иордань» освящали в реке Сылва, после чего в ней не купались, а набирали из нее воду для питья.
Отметим, сегодня на Урале насчитывается несколько тысяч старообрядцев — они живут в Пермском крае, в Оренбургской, Свердловской, Тюменской, Челябинской области и в Кургане. Они хранят то православие, которое в 988 году принял князь Владимир, без изменений и новшеств, свято передавая истину от отцов — детям.
Максим ГУСЕВ
Специально для Портала «Урал24»
"Здесь могла быть ваша реклама"
Читайте также
В Нижнем Тагиле
В Каменске
В Первоуральске
В Арамиле
В Шале
Сообщить новость
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.
Нашли ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и нажмите
CTRL
+
ENTER
Комментарии
2. Отзывы прочитываются людьми, имеющими непосредственное отношение к выходу статьи: журналистом, редактором, модератором. Отзывы выставляются на сайт с 07:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 18:00 в выходные и праздничные (время московское). Если по прошествии разумного времени отзыв не появился на сайте, то это могло быть вызвано следующими причинами:
- ваш комментарий носил критичный или провокационный характер о работе редакции данного сайта. Действия администрации сайта в комментариях не обсуждаются
- ваш отзыв носил провокационный характер: призывы к межнациональной и социальной розни, к свержению действующей власти и т. п.;
- ваш отзыв содержал нецензурную брань, в т.ч. в криптованном виде, т.е. с заменой букв на символы либо заменой брани на слово с аналогичной фоносемантикой;
- ваш отзыв содержал выражения оскорбительного характера в чей-либо адрес: автора материала, лиц, давших свои комментарии к статье, в адрес героя и т. д. Также не выставляются отзывы, в категоричной форме и бездоказательно - обвиняющие вышеуказанные лица в некомпетентности либо угрожающие им судебным преследованием – в таких случаях вам следует обращаться в прокуратуру напрямую;
- ваш отзыв содержал прямую рекламу (название и контактную информацию) фирмы, речь о которой не шла в авторском материале;
- ваш отзыв указывал на грамматические и орфографические ошибки ранее высказавшихся: грамотность – личное дело каждого;
- ваш отзыв содержал вопрос, ответ на который был дан ранее;
- ваш отзыв содержал слова из молитвы какой-либо религии (например: Аминь) или носит религиозный характер;
- ваш отзыв состоял из одного-двух слов, не несущих информативной нагрузки: «Афтар жжет», «Супер», «Наконец-то», «Отстой». Если цель вашего отзыва – дать односложную оценку мнению кого-либо из высказавшихся, воспользуйтесь рейтингом: «+», если вы поддерживаете комментатора, и «-», если не поддерживаете;
- ваш отзыв содержал слишком длинную ссылку или конструкцию, написанную без пробелов («плохие__________водители___________» и т. п.). 3. Материалы, которые являются коммерческими Отзывы к ним модерируются в соответствии с настоящими правилами.
4. Материалы, которые являются коммерческими. В дополнение к действующим правилам отзывы модерируются в соответствии с требованиями рекламодателя.
5. Зарегистрируйтесь, если вы хотите высказываться открыто: честное неанонимное мнение всегда ценится выше. Если вы оставляете отзыв под своей регистрацией, вам будет автоматически направлено уведомление о результате: либо подтверждающее размещение отзыва на сайте, либо с указанием того, что содержание вашего отзыва противоречит правилам размещения отзывов.